CNews Security: рекордный рост рублевой выручки за последние 5 лет

15 декабря 2016 года Доходы ведущих поставщиков ИБ выросли на 31% в 2015 г., свидетельствуют данные рейтинга CNews Security. Добиться высоких результатов удалось за счет импортозамещения, а также благодаря крупным проектам в госсекторе, считает коммерческий директор компании «Актив» Дмитрий Горелов.

Прошедший 2015 г. оставил противоречивые результаты для производителей ИБ. С одной стороны, рублевая выручка поставщиков значительно увеличилась, однако в пересчете на иностранную валюту рынок показал самый удручающий результат за последние десять лет. Оборот 30 крупнейших российских компаний из рейтинга CNews Security составил ₽94 млрд по итогам 2015 г., что на 31% больше, чем годом ранее. Однако из-за девальвации рубля в пересчете на доллары США совокупная выручка участников рейтинга упала на 19%, что является худшим показателем за последние 10 лет.

Структура рейтинга не претерпела значительных изменений. Пять ведущих отечественных поставщиков средств ИБ сохранили свои позиции в рейтинге — «Лаборатория Касперского» (₽38,5 млрд), Softline (₽11,2 млрд), «Акронис» (₽9,1 млрд), «Информзащита» (₽5,2 млрд) и «Техносерв» (₽3,2 млрд). Крупнейшими дебютантами рейтинга стали разработчик и интегратор решений ИБ для госорганов «Свемел» (₽1,6 млрд, 11-ая строчка) и системный интегратор Х-Com (₽709 млн, 20-ая строчка). Наибольший прирост выручки в лидирующей группе продемонстрировала «Лаборатория Касперского», занимающая первая место (+46%). При этом следует учитывать, что показатели компании также включают выручку на зарубежных рынках.

«Мы международная компания, реализующая свои продукты и сервисы почти в 200 странах и территориях мира, — прокомментировал Сергей Земков, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии. — Таким образом, наши продажи сильно диверсифицированы. В 2015 году мы наблюдали уверенный рост выручки в национальных валютах в большинстве регионов. На российском рынке у нас традиционно очень сильные позиции. При этом большая часть крупных корпоративных и государственных заказчиков (сегмент, который является для нас одним из ключевых) — наши многолетние клиенты, и с каждым годом их количество растет. По итогам прошлого года рост продаж в сегменте крупного бизнеса в России составил почти 30%».

Прошлый год оказался рекордным с точки зрения количества компаний, показавших рост рублевой выручки. Главными факторами роста оказались импортозамещение и уход с рынка иностранных игроков, а также крупные заказы со стороны госсектора. Почти половина участников рейтинга (14 компаний) увеличили оборот более чем на 20%. Лидерами по темпам прироста оказались новичок рейтинга «Амтел-Сервис» (+1263%, ₽292 млн, 30-ое место), а также компании «ИнфоТеКС» (+78%, ₽3 млрд, 6-ое место), «Анкад» (+62%, ₽405 млн, 26-ое место), «Аладдин Р.Д.» (+59%, ₽1,2 млрд, 12-ое место) и «Актив» (+55%, ₽764 млн 19-ое место).

Высокие показатели роста «Амтел-Сервис» связаны с выходом на новый для компании рынок. «Одним из ИТ-трендов последних лет является создание частных облаков, что неразрывно связано с ростом потребности и популярности технологии защиты облачных сред, в том числе защиты сред виртуализации. Одновременно с этим растет и популярность средств защиты информации «из облака», например, сегодня среди наших заказчиков востребованы облачные сервисы защиты от DDoS-атак и WAF», — прокомментировал Алексей Залецкий, начальник отдела информационной безопасности «Амтел-Сервис».

«Мы реализуем большое количество проектов с так называемым «заложенным ростом» — такова специфика рынка информационной безопасности, — объясняет генеральный директор компании «ИнфоТеКС» Андрей Чапчаев. — Таким образом, в 2015 году мы пожинали то, что посеяли в 2013-2014 годах. Основной доход компании за 2015 год принесла реализация наших флагманских продуктов. Это программные и программно-аппаратные VPN-решения, средства фильтрации трафика и обнаружения компьютерных атак. Кроме того, большим спросом пользовались наши решения для защиты мобильных коммуникаций: если еще в 2011 году мы продали 194 лицензии, то в 2015 году мы реализовали уже более 33 тысяч лицензий».

Для компании «Анкад» главным фактором роста стала работа с государственными заказчиками. «Мы чувствуем рост заинтересованности в вопросах обеспечения безопасности и особое внимание к качеству ИБ-продукции со стороны госструктур, обрабатывающих государственную тайну, а ведь они и составляют основную базу наших клиентов. Стоит отметить, что в доле нашей выручки сыграл роль не только рост поставок, но и рост в части заказных разработок в интересах тех же государственных организаций», — рассказал Сергей Панасенко, заместитель директора компании «Анкад».

В компании «Актив» в качестве причин успеха называют заказы со стороны госсектора, а также импортозамещение. «Заметно увеличилось число крупных государственных проектов, в которых активно используется наша продукция, в несколько раз выросли продажи USB-устройств Рутокен с аппаратной реализацией российских криптостандартов и неизвлекаемыми ключами электронной подписи. Плюс, нам помогает мода на импортозамещение и высокие курсы иностранных валют», — сообщил управляющий партнер и коммерческий директор компании «Актив» Дмитрий Горелов.

Сходную картинку рынка дает генеральный директор компании «Аладдин Р.Д.» Сергей Груздев: «Уход с российского рынка токенов западных вендоров освободил поляну для российских игроков. Учитывая тренд на импортозамещение, наша компания полностью перевела продукты на российское производство, включая разработку, проектирование, сборку. Кроме того, в 2015 году «Аладдин Р.Д.» поставил крупную партию токенов для реализации проекта ЕГАИС. Наконец, в 2012-2013 годах было много поставок с отсроченным платежом, как раз в 2015 году стали приходить деньги за эти ранние поставки».

Реорганизация, сокращение бюджетов и неопределенность насчет импортозамещения

Только шесть участников рейтинга сократили выручку от ИБ-проектов по итогам 2015 г.: «Элвис-Плюс» (-26%, ₽657 млн, 22-ое место), УЦСБ (-25%, ₽1 млрд, 15-ое место), «Свемел» (-19%, ₽1,6 млрд, 11-ое место), НТЦ «Вулкан» (-18%, ₽324 млн, 29-ое место), X-Com (-13%, ₽709 млн, 20-ое место) и «Ланит» (-3%, ₽1 млрд, 16-ое место). CNewsузнал у «неудачников» рейтинга, какие факторы тормозят развитие отечественного рынка ИБ. Как правило, падение выручки связано с внутренними проблемами поставщиков (реорганизация) или с сокращением бюджетов на стороне заказчиков. «В 2015 году в нашей компании произошел ряд структурных изменений. В частности, департамент транспортной безопасности, реализующий комплексные проекты для предприятий транспортно-логистической сферы, был реструктурирован и выведен за пределы группы компаний, — комментирует директор по маркетингу X-Com Андрей Селин. — Кроме того, на протяжении всего года крупные заказчики стремились минимизировать расходы и откладывали реализацию масштабных проектов».

«Падение выручки в 2015 году в первую очередь связано с изменением стратегии компании. В начале года произошло разделение бизнеса по направлениям с целью повышения управляемости и ориентации на целевые задачи», — сообщил генеральный директор компании УЦСБ Валентин Богданов. Генеральный директор НТЦ «Вулкан» Антон Марков объясняет снижение показателей переходом на долгосрочные проекты: «Сокращение выручки в 2015 году относительно 2014 года явилось следствием переориентации части производственных ресурсов на выполнение долгосрочных проектов с длительностью более 12 месяцев, переносом поступлений денежных средств от заказчиков на более поздние периоды, а также более широким применением схем финансирования, связанных с рассрочкой оплаты по выполняемым договорам».

Елена Голованова из компании «Свемел» связывает снижение показателей с оптимизацией бюджетов заказчиков, а также с введением нового законодательства в области импортозамещения: «Начало работы Реестра отечественного ПО ставит заказчиков в новые условия работы. Ведь теперь необходимо выбрать поставщика именно из Реестра, а он только наполняется, и далеко не все решения просто успели пройти процедуру включения в Реестр. Это процесс долговременный. Да и как из значительного по объему списка продуктов, выбрать нужное? Рекомендации заказчикам только находятся в стадии разработки», — объясняет собеседник CNews. Таким образом, в настоящий момент заказчики занимают выжидательную позицию, что также ведет к сокращению бюджетов и, соответственно, выручки исполнителей.

Директор по развитию бизнеса группы компаний Custis Максим Михалев также обращает внимание на специфику законодательного регулирования: «Конечно, флагманы рынка давно адаптировали свою деятельность под требования государственной системы, однако молодые инновационные компании сталкиваются с серьезными проблемами, например, при прохождении обязательной сертификации продукции». Таким образом, стартапы не выдерживают конкуренции с «тяжеловесами» или ориентируются на западных потребителей, тем самым снижая потенциал быстрого замещения импортных решений российскими разработками.

Клиенты и партнеры

  • Анкад
  • Минздрав России
  • КРИПТО-ПРО
  • СКБ Контур
  • НУЦ
  • НУЦ
  • Код Безопасности
  • Такснет
  • ЦентрИнформ
  • АЭТП
  • Сигнал КОМ
  • ИнфотекС
  • Альфа Директ
  • Электронная Москва
  • Digital Design
  • Тензор
  • Депо
  • Связной
  • Банк Нордеа
  • БелИнфоНалог
  • Татарстан

Карта сайта